суббота, 6 декабря 2014 г.

A. Малер о системе морали и o праваx человека


  ссылка  http://raisac6.blogspot.cz/2014/12/a.html

A. Малер

http://www.katehon.ru/html/top/analitika/krug_zamknulsa.html

Даже в наиболее регламентированных обществах есть очень много негласных правил и представлений, которые не требуют своей кодификации в официальной правовой системе, поскольку они вместе с самой правовой системой основаны на общей морали, универсальной и очевидной для всех. Сейчас в нашем обществе такой морали, конечно, нет и, более того, секулярная идеология чем дальше, тем больше проводит политику эмансипации права как системы рациональных правил от морали как её “иррационального” фундамента. Так изначальное стремление к максимальной гуманизации культуры заканчивается её полной дегуманизацией, потому что на место живой человеческой личности из души и плоти встает безличный атомарный индивид, “абстрактный субъект” права, чей внутренний мир никого не интересует, потому что его нет. Но как бы далеко ни заходила эта дегуманизация, все люди все равно остаются людьми и ни один человек не сверяет своё личное нравственное отношение к какому-либо явлению общественной жизни в соответствии с тем, что по этому поводу сказано в Конституции, гражданском или уголовном кодексе, потому что все эти важные документы имеют совсем другое назначение, – они призваны регулировать правовые отношения в государстве, а не моральные отношения в обществе.
Следовательно, для того, чтобы “корректно оценивать поступки” каких-либо граждан, совершенно не достаточно выяснять лишь “законность их действий” и такие явления человеческой жизни и нет такого циника, который бы не имел собственныхпредставлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

И вот на этом дне человеческой цивилизации, где уже никакие аргументы и дискуссии не имеют никакой силы, с наибольшей очевидностью становится понятно, насколько человек реально нуждается в Боге. Процесс поэтапной эмансипации права от морали был возможен только потому, что сама мораль перестала быть достаточно твердой, чтобы строить на ней какое-либо право. Вся иерархия моральных ценностей была устойчива только потому, что восходила к самому Господу Богу – абсолютному источнику и законодателю всех остальных ценностей. Как только из любой системы ценностей изымается её абсолютная основа, которой может быть только Бог, то все эти ценности становятся относительными и вся система распадается. Сам человек, вопреки софисту Протагору, не может быть для себя источником собственных ценностей просто потому, что он для этого слишком ограничен и изменчив, и какую бы систему морали и права человек себе ни придумал, всегда найдется другой человек, задающий резонный вопрос – а на каком основании зиждется эта система, если никакого абсолютного основания нет и не может быть?